Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Виноградовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ И.о. начальника Управления образования администрации Хабаровского муниципального района ______________О.В. Лебедева Заведующий МБДОУ с. Виноградовка _______ Е.В. Пьянкова «__» ___________ 2023 г. «__» _________ 2023 г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА с. ВИНОГРАДОВКА ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2023– 2027 годы Принято на заседании Педагогического совета Протокол № ___ от ______202_ г. Паспорт Программы развития МБДОУ с. Виноградовка Основания для - Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации от разработки 29.12.2012. № 273. программы - -Федеральные государственные образовательные стандарты основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условий ее реализации. -Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СП 2.4.3648-20) Назначение программы Проблема Сроки реализации программы Название Авторы Цель Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования. Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно государственные формы управления. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Программа реализуется в период 2023-2027 гг. Программа развития МБДОУ с. Виноградовка на 2023-2027 года Творческий коллектив педагогических работников ДОУ Развитие в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации. Задачи Финансовое обеспечение программы Ожидаемые результаты: Развитие системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии; Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Совершенствование материально-технического и программного обеспечения; Обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; Развитие системы управления МБДОУ на основе включения родителей управленческий процесс. эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств; спонсорская помощь, благотворительность. Прогнозируемые результаты реализации программы создание гибкой управленческой системы; рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ; улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования; сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС; внедрение комплексной коррекционной программы для детей с особыми образовательными потребностями; расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями поселения и города. Пояснительная записка Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена: -изменениями в государственно-политическом устройстве и экономической жизни страны, -принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»; социально- -введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Для успешного существования и развития в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, необходимо совершенствовать подход к образовательному процессу. Для этого требуется: - расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду; - разработка и внедрение новых педагогических технологий; - сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МБДОУ; Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом. Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей. Таким образом, проблему, стоящую перед МБДОУ с. Виноградовка, можно сформулировать как необходимость повышения качества образования, динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала МБДОУ. Концепция программы развития МБДОУ с. Виноградовка Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, его ценностное отношение к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии. Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является: Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации . Обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным и потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности ДОУ по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А также создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно – образовательного процесса, опираясь на личностноориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Программа должна работать на удовлетворение запроса от трех субъектов образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей. Ценность Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных. Для успешной адаптации ребенка в подвижном социуме, обеспечить личностно – ориентированную модель организации педагогического процесса. Развитие у ребенка социальных компетенций в условиях интеграции усилий ребенка и педагога, ребенка и родителей, педагога и родителей. Стратегия развития дошкольного образования, деятельность МБДОУ основывается на следующих принципах: Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка: o Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов o Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда o Радикальное изменение организации предметно развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей; o Изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции различных видов деятельности Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей, специалистов, родителей в воспитании и образовании детей. Дифференциации и интеграции, предусматривающей целостность и единство всех систем образовательной деятельности в решении следующих задач: Психологическое и физическое здоровье ребёнка Формирование начал личности Принцип развивающего обучения предполагает использование новых с развивающих технологий образования и развития детей. Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Участниками реализации Программы развития МБДОУ являются воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса, учитывается специфика развития района и его образовательного пространства. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ с. Виноградовка служат: - моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников; - использование здоровье сберегающих технологий; - совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; - построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов; - укрепление материально–технической базы МБДОУ. Цели и задачи программы развития ДОУ Целью программы развития ДОУ на период до 2027 года является: Цель: Совершенствование в ДОУ системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное его развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации. Задачи: Совершенствование системы здоровье сберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии; Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Совершенствование материально-технического и программного обеспечения; Обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; Развитие системы управления МБДОУ на основе включения родителей в управленческий процесс. Прогнозируемые результаты реализации программы создание гибкой управленческой системы; рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ; улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования; сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС; внедрение комплексной коррекционной программы для детей с особыми образовательными потребностями; расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями поселения и города. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1 этап - Организационно-аналитический- 2023г. Анализ и оценка состояния ДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития ДОУ; 2 этап - Формирующий -2023-2026 г.г. Совершенствование компонентов воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС; 3 этап - Обобщающий - 2027г. Обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с требованиями новой государственной политики. Элементы риска развития программы ДОУ При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски: рост числа детей с проблемами в развитии речевой и эмоционально- волевой сферы; недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень активной жизненной позиции. Основные направления Программы развития Система управления; Ресурсное обеспечение; Образовательная система; Сетевое взаимодействие с социальными партнерами Система управления: - Нормативно-правовое обеспечение - корректировка в соответствии с ФГОС; -Кадровое обеспечение – привлечение молодых специалистов, повышение профессионального уровня педагогов; - Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов управления (Управляющий Совет, Родительский комитет) Ресурсное обеспечение: - материально-техническое и программное обеспечение; - преобразование коррекционно-развивающей среды; - информатизация образовательного процесса, - финансово – экономическое обеспечение; Образовательная система: - обеспечение качества дошкольного образования путем эффективности воспитательно - образовательного процесса; - инновационная деятельность по реализации комплексной программы интеграции деятельности специалистов в работе с детьми с речевыми нарушениями; - создание условий для индивидуализации образовательного процессаразработка индивидуальных маршрутов развития; Сетевое взаимодействие с социальными партнерами - развитие ресурсных центров здоровье сберегающей, психологопедагогической и художественно-эстетической направленности на базе образовательного учреждения поселения; -сотрудничество с социокультурным учреждением поселения. Основные мероприятия по реализации программы развития № Направление развития 1 Система управления Содержательные характеристики - Нормативноправовое обеспечение корректировка в соответствии с ФГОС; Мероприятия Разработка образовательной программы ДОУ; Разработка локальных актов: -положение о деятельности рабочей группы по внедрению ФГОС; -положение о системе внутреннего контроля качества образования Период реализации, годы 2023г. -Составление 2023-2025 индивидуального графика -Кадровое г.г повышения квалификации обеспечение – педагогов; повышение профессионального -Мотивация участия педагогов уровня педагогов; в дистанционных и других внешних курсах, в том числе в привлечение переподготовке; молодых специалистов, -Стимулирование деятельности педагогов, планирование деловой карьеры сотрудников; - Оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; - Организация и включение в 2023-2025 г. г. структуру управления ДОУ - Усиление роли мобильных объединений родителей и педагогов, родителей признание за ними воспитанников, права участия при представителей решении вопросов общественности: управления Отработка механизма деятельности органов самоуправления (Управляющий Совет, Родительский комитет) 2 Ресурсное обеспечение -материальнотехническое и программное обеспечение; -преобразование коррекционноразвивающей среды; развитие материально2023 - 2025 технических условий: г.г. - замена системы видеонаблюдения, - оснащение образовательного процесса оборудованием, учебно-методическими комплектами, дидактическими пособиями в соответствии с ФГОС, Создание творческой группы -информатизация по внедрения ИКТ в образовательного образовательный процесс; -Ведение и наполнение сайта процесса, ДОУ 3 Образовательная Разработка системы система планирования на основе требований ФГОС; -Реализация комплексной программы интеграции коррекционной направленности; 2023 -2025 г.г. Перспективно-тематическое, 2023-2024 ежедневное планирование, в г.г. соответствии с реализуемыми программами; Внедрение модели интеграции 2023-2027 г.г специалистов в работе с детьми с речевыми нарушениями -Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, -Создание условий для работы . с детьми с ОВЗ Разработка долгосрочных -Взаимодействие с тематических проектов: родителями через «Спорт и здоровье»; развитие «Экология души»; 2025-2027 г.г проектной деятельности. 4 Сетевое Деятельность взаимодействие ресурсных миницентров Инновационная деятельность по здоровье сбережению и коррекции Работа по психологопедагогическому сопровождению детей с ОВЗ Формирование гражданской позиции всех субъектов образовательного процесса через работу в проектной деятельности «Растим патриотов России» - Сетевое взаимодействие в рамках инновационного центра здоровье сберегающей направленности; хореографического кружка на базе Дома Культуры с. Мичуринское Эстафета личностных результатов воспитанников ДОУ, Синхронизация программ дошкольного и начального общего образования 20232027г.г. 2025 – 2027 г. г. 2025-2027 г.г. Заключение договоров о 2023-2027 сотрудничестве с детской г.г. библиотекой Краснофлотского района г. Хабаровска; Сотрудничество с Зоосадом Расширение им. Сысоева; спектра взаимодействия социокультурными Сотрудничество с театральными студиями г. учреждениями микрорайона для Хабаровска формирования социальноСотрудничество с музеями г. адаптированной, Хабаровска успешной личности Социальные эффекты: 20252027г.г. Социально адаптированный ребёнок, успешно взаимодействующий в любом коллективе. Повышение качества образовательного процесса Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи. Повышение уровня компетенции педагогов. Повышение уровня активной жизненной позиции педагогов и родителей, проживающих в многокультурном и многонациональном районе. Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. Распространение педагогического опыта.